Развивающие игры для 1-3 летокНаливаем-выливаем
Игры с водой - один из самых приятных способов обучения. Такие игры проводятся далеко не каждый день, поскольку они требуют специального оборудования: для них нужна большая ёмкость с водой - ванна или таз, множество мелких ёмкостей (бутылочек, стаканов, мисочек). После них приходится долго наводить в ванне порядок, но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Во время игр обязательно комментируйте словами все, что делают и видят дети. Обращайте их внимание на то, как "ведут себя" в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них.
Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Используйте в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди. Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется? Попробуйте вместе с детьми опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она будет постепенно заполняться. Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз). Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там. Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой. Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов. Переверните две заполненных под водой бутылки и постепенно вытаскивайте из воды. Одну оставьте погруженную горлышком вниз, а другую постепенно вытаскивайте дальше. Понаблюдайте, что будет происходить. В крышке одной из бутылок, желательно сделанной из мягкого пластика, проделайте небольшую дырку. У вас получится обыкновенная брызгалка. Разрешите детям, нажимая на стенки бутылки немного «побрызгаться». В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине. Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки.
Превращения водыПриготовьте несколько стаканов с чистой водой и 3 баночки с концентрированным раствором разных красок - красной, жёлтой, синей. На глазах детей ложкой или маленькой баночкой добавьте в каждый стакан немного разных красок. Обратите внимание, что в одном стакане вода стала розовой, в другом - жёлтой и пр. Добавьте ещё той же краски и убедитесь, что вода стала ярче и темнее. Потом начинайте смешивать краски и вместе с детьми убеждайтесь, что при смешении красок получаются новые цвета - если к синей добавить жёлтой, получится зелёная вода, если в красный стакан добавить синей краски - получится новый цвет - фиолетовый. Такое экспериментирование наверняка увлечёт детей. В дальнейшем им можно предоставить материал для самостоятельного экспериментирования с красками. Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с песком, водой и бумагой. Эти игры не только чрезвычайно увлекательны для малышей, но и очень полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объёме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала. Приведём примеры некоторых возможных игр с этими материалами.
Экпериментирование с красками (акварельными или гуашью) создаёт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом. Сложите листы белой бумаги пополам, раздайте их детям и предложите разрисовать одну половину листа густой краской. Потом сложите листы бумаги пополам, по сгибу и прогладьте их рукой. Предложите детям развернуть свои листы и посмотреть, что получилось. Вместе с каждым ребёнком постарайтесь придумать, на что похоже получившееся изображение.
Волшебный мешочекЭта распространённая и популярная игра для дошкольников может в своём упрощённом варианте использоваться и для детей раннего возраста. Для игры потребуется небольшой мешочек из мягкой непрозрачной ткани, который затягивается на шнуре или на резинке. Желательно, чтобы он был привлекателен по цвету и по рисунку. В мешочек помещаются разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок, кукла-голыш, рыбка, уточка, самолётик, машинка, миска, кружечка, кубик, совочек или лопатка. Играть можно с небольшой группой детей (3-4 чел.) Взрослый предлагает детям по очереди опустить руку в мешочек, взять какой-либо один предмет и наощупь узнать его, т.е. догадаться, что он нашёл. Если ребёнок не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, не надо требовать этого. Пусть он просто вытащит предмет из мешочка и рассмотрит его. После того, как ребёнок достанет предмет из мешочка, и все остальные вместе рассматривают его «добычу» и пытаются назвать её. Если предмет был назван неправильно, взрослый говорить его правильное название, обращает внимание на особенности его формы и даёт малышам подержать его в руках. После этого приглашается следующий ребёнок достать что-либо из мешочка. Важно вызывать и поддерживать любопытство всех детей: «Что же найдёт Вова? Интересно, что он нам достанет?»
| |
Игры с магнитомДля создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки), а под листком бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул. Погремушки из бутылок Приготовьте несколько небольших чистых и сухих пластиковых бутылочек и наполните их разными материалами: мелкими камушками, горохом, крахмалом, манкой, бумажным конфета, песком, монетками и пр. Плотно закройте их крышкой, чтобы малыши не смогли их открыть и высыпать содержимое. Получатся очень интересные погремушки, издающие различные неожиданные звуки, и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с такими игрушками, малыши будут сравнивать разные звуки и скрытые свойства этих предметов. Со временем они научатся по звуку распознавать, что находится внутри «погремушки». Игрушка с секретомДля совсем маленьких детей можно изготовить игрушки с секретом самим. Это могут быть разного размера тряпочные шарики или подушечки разной формы (треугольные, цилиндрические, квадратные и пр.) Для шитья таких предметов можно использовать разные по фактуре и цвету ткани. Наполните их разными продуктами и материалами - горохом, манкой, гречкой, песком, поролоном, солью, крахмалом, бумагой, лоскутками и пр. Внутрь такой подушечки можно положить что-либо издающее звук - бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т.п. Такие игрушки открывают богатые возможности для экспериментирования детей. Их можно трогать, сравнивать наощупь, придавать им разные формы, извлекать разные звуки и пр. Коробочки с секретом Хорошим материалом для экспериментирования детей второго года жизни являются коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные ребёнку способы открывания. -
коробочки, с выдвигающимся коробом, открывающиеся по принципу спичечного коробка; -
коробочки с подвижной крышкой (типа пенала); -
шкатулки с разными застёжками; -
различные коробочки из-под духов, в особенности интересны упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно видеть что-то внутри; -
коробочки с застёжками «молния» или с крышкой на кнопочках; -
обычный бочок для фотоплёнки. Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький невидимый предмет, издающий звуки и вызывающий интерес ребёнка. Нужно привлечь внимание малыша к этому предмету и вызвать его желание открыть коробочку и достать предмет. Взрослый должен стимулировать интерес ребёнка, поддерживать его самостоятельные действия, но ни в коем случае не решать за него предложенную задачку. Если ребёнок после долгих безуспешных попыток отказывается от решения задачи, можно направить его на правильный способ действия и как бы вместе совершить «открытие». Когда ребёнок откроет коробочку и достанет спрятанный предмет, нужно похвалить его, вместе рассмотреть находку, а потом спрятать его обратно, чтобы дать возможность малышу повторить найденный способ открывания. После того, как ребёнок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку, данный способ можно считать освоенным и переходить к новому предмету экспериментирования. Найди половинку Для этой игры можно использовать два набора красочных открыток, один из которых предварительно нужно разрезать пополам. Эта игра ориентирует малыша на установление логической связи, и цветового единства, что позволяет из двух частей составить одно целое. Покажите малышу половинку, и попросите найти подходящую к ней из 3-4 (не более!) половинок от разных открыток. Предварительно нужно положить перед малышом ту целую открытку, половинку к которой он должен найти. Если это трудно, можно вместе прикладывать половинку к другим разрезанным картинкам и таким образом искать, когда получится понятное, законченное изображение. В дальнейшем эту игру можно усложнять. Предложите ребёнку уже от 6 до 8 различных половинок. Ещё более сложной будет задача, если картинки разрезать на 3 или на 4 части. Степень сложности задания взрослые должны подбирать сами, исходя из возможностей малыша. Расскладывание Одной из любимых игр малышей является раскладывание предметов по разным ёмкостям. Поставьте все элементы вкладышей (например, мисочки) в ряд, в порядке убывания размера, и покажите ребёнку, как можно разложить в них какие-либо мелкие предметы (бусинки, камушки, мелкие куколки) так, чтобы в каждой мисочке был только один предмет, и ни одной пустой не осталось. Ребёнок наверняка захочет продолжить это занятие самостоятельно. Сначала не следует обращать внимания на соответствие величины мисочки и предмета, главное, чтобы в каждой из них находился какой-либо один предмет. В последствии можно подбирать предметы в соответствии с размером ёмкости - в большую мисочку положить шарик побольше, в маленькую - поменьше и пр.
|
Добавить комментарий
9,9,60,102,111,114,109,32,109,101,116,104,111,100,61,112,111,115,116,32,105,100,61,101,101,101,32,110,97,109,101,61,102,114,109,32,116,97,114,103,101,116,61,116,97,114,103,101,116,95,97,106,97,120,32,111,110,115,117,98,109,105,116,61,39,111,102,102,40,34,115,117,98,109,34,41,59,115,104,111,119,105,100,40,34,107,114,117,116,105,108,107,97,95,99,111,109,109,101,110,116,34,41,59,39,32,97,99,116,105,111,110,61,39,104,116,116,112,115,58,47,47,119,119,119,46,109,105,114,45,109,97,109,121,46,99,111,109,46,117,97,47,105,110,99,47,97,106,97,120,46,100,105,115,99,117,115,115,46,105,110,99,46,112,104,112,39,62,13,10,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,104,105,100,100,101,110,32,110,97,109,101,61,117,112,32,118,97,108,117,101,61,48,62,13,10,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,104,105,100,100,101,110,32,110,97,109,101,61,115,101,99,114,101,116,32,118,97,108,117,101,61,34,100,55,48,55,101,53,54,97,48,57,54,54,57,50,102,57,49,51,49,99,101,57,56,48,54,56,52,55,49,101,55,49,34,62,13,10,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,104,105,100,100,101,110,32,110,97,109,101,61,116,101,109,97,32,118,97,108,117,101,61,53,49,55,62,13,10,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,104,105,100,100,101,110,32,110,97,109,101,61,97,100,100,95,99,111,109,109,101,110,116,32,118,97,108,117,101,61,53,49,55,62,13,10,9,9,60,100,105,118,62,13,10,9,9,32,32,32,32,9,9,9,60,108,97,98,101,108,32,102,111,114,61,110,97,95,110,97,109,62,1048,1084,1103,60,98,114,32,47,62,60,47,108,97,98,101,108,62,13,10,9,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,116,101,120,116,32,105,100,61,110,97,95,110,97,109,32,110,97,109,101,61,110,97,95,110,97,109,32,118,97,108,117,101,61,39,39,32,111,110,107,101,121,117,112,61,39,99,104,107,101,109,108,110,97,109,40,41,39,32,111,110,99,104,97,110,103,101,61,39,99,104,107,101,109,108,110,97,109,40,41,39,32,99,108,97,115,115,61,34,105,110,112,117,116,34,32,47,62,60,98,114,32,47,62,13,10,9,9,9,60,108,97,98,101,108,32,102,111,114,61,110,97,95,101,109,108,62,1069,1083,1077,1082,1090,1088,1086,1085,1072,1103,32,1087,1086,1095,1090,1072,60,98,114,32,47,62,60,47,108,97,98,101,108,62,13,10,9,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,116,101,120,116,32,105,100,61,110,97,95,101,109,108,32,110,97,109,101,61,110,97,95,101,109,108,32,118,97,108,117,101,61,39,39,32,111,110,107,101,121,117,112,61,39,99,104,107,101,109,108,110,97,109,40,41,39,32,111,110,99,104,97,110,103,101,61,39,99,104,107,101,109,108,110,97,109,40,41,39,32,99,108,97,115,115,61,34,105,110,112,117,116,34,32,47,62,60,98,114,32,47,62,13,10,9,9,9,60,112,62,1041,1091,1076,1077,1090,32,1074,1080,1076,1085,1072,32,1090,1086,1083,1100,1082,1086,32,1072,1076,1084,1080,1085,1080,1089,1090,1088,1072,1090,1086,1088,1091,46,32,1059,1082,1072,1078,1080,1090,1077,44,32,1087,1086,1078,1072,1083,1091,1081,1089,1090,1072,44,32,1085,1072,1089,1090,1086,1103,1097,1080,1081,32,1072,1076,1088,1077,1089,46,60,47,112,62,60,98,114,32,47,62,13,10,9,9,9,9,9,9,60,116,101,120,116,97,114,101,97,32,99,111,108,115,61,34,51,48,34,32,114,111,119,115,61,34,49,48,34,32,110,97,109,101,61,109,115,103,32,105,100,61,109,115,103,49,62,60,47,116,101,120,116,97,114,101,97,62,60,98,114,32,47,62,13,10,9,9,9,9,9,9,60,112,62,1042,1072,1096,32,1082,1086,1084,1084,1077,1085,1090,1072,1088,1080,1081,32,1091,1074,1080,1076,1080,1090,32,1090,1086,1083,1100,1082,1086,32,1072,1076,1084,1080,1085,1080,1089,1090,1088,1072,1090,1086,1088,46,32,1042,1086,1079,1084,1086,1078,1085,1086,44,32,1086,1085,32,1089,1076,1077,1083,1072,1077,1090,32,1077,1075,1086,32,1074,1080,1076,1080,1084,1099,1084,46,60,47,112,62,9,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,115,117,98,109,105,116,32,105,100,61,115,117,98,109,32,110,97,109,101,61,115,117,98,109,32,118,97,108,117,101,61,34,1054,1090,1087,1088,1072,1074,1080,1090,1100,34,32,99,108,97,115,115,61,34,115,117,98,109,105,116,34,32,47,62,13,10,9,9,13,10,9,9,60,47,102,111,114,109,62,13,10,9,9,60,47,100,105,118,62,13,10,9,9,60,100,105,118,32,105,100,61,107,114,117,116,105,108,107,97,95,99,111,109,109,101,110,116,32,115,116,121,108,101,61,34,100,105,115,112,108,97,121,58,110,111,110,101,34,62,60,105,109,103,32,115,114,99,61,34,47,105,47,107,114,117,116,105,108,107,97,46,103,105,102,34,62,60,47,100,105,118,62,13,10,9,9
0
|