Песочная терапия для детейОбучение для родителей Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Песочная терапия Юнг – швейцарский психоаналитик, полагавший, что наше бессознательное говорит с нами на языке символов, стремясь показать возможности самоисцеления и достижения целостности. Основываясь на этой теории, его ученица, аналитик Дора Калф в 1950гг создала «песочную терапию» - поход, который в наши дни аналитики, психотерапевты и консультанты используют в работе как с детьми, так и со взрослыми. И этой игрой забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем - Песочная игра. Идея Песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать одновременно многое. И ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела, и сущности жизни вообще с её текучестью, неожиданностью, множеством форм. Принципы песочной терапии Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или - в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики Песочница. Каково главное достоинство этой игры? Главное достоинство Песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом. Метод песочной терапии. Инвентарь. При этом для игры не требуется каких-то особых приспособлений. Если малыш будет играть дома, то вам понадобится небольшой ящик (70/60/15); наполовину заполненный чистым песком. Рядом в коробку положите камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки - это основные составляющие картины мира. И предоставьте ребёнку возможность смачивать песок, чтобы формировать его. Какие дети особенно нуждаются в этой игре? Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными. Какое влияние оказывает на ребёнка песочная терапия? Известный американский педагог С. Куломзина отмечает, что Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. var begunhyper_auto_colors = new Array(); begunhyper_auto_pad = 173433567; // идентификатор площадки (Эту цифру вы получаете от Бегуна) begunhyper_auto_colors[0]='#0000CC'; // цвет ссылки объявлений begunhyper_auto_colors[1]='#000000'; // цвет текста объявления begunhyper_auto_colors[2]='#00CC00'; // цвет домена объявления begunhyper_auto_colors[3]='#FFFFFF'; // цвет фона блока объявлений begun_hyper_limit=1; Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия". Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики". Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку: - развить более позитивную Я-концепцию; - стать более ответственным в своих действиях и поступках; - выработать большую способность к самопринятию; - в большей степени полагаться на самого себя; - овладеть чувством контроля; - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; - развить самооценку и обрести веру в самого себя. Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Диагностика по методу песочной терапии
Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами). Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы могут применяться: -с целью диагностики; -с целью оказания первичной психологической помощи; -в процессе краткосрочной психотерапии; -в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву". Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки. В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта. На стадии "хаоса" ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" может занимать от 1 до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет. Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей, подростков, взрослых. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость. На стадии "разрешение конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике". Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.
|
Добавить комментарий
9,9,60,102,111,114,109,32,109,101,116,104,111,100,61,112,111,115,116,32,105,100,61,101,101,101,32,110,97,109,101,61,102,114,109,32,116,97,114,103,101,116,61,116,97,114,103,101,116,95,97,106,97,120,32,111,110,115,117,98,109,105,116,61,39,111,102,102,40,34,115,117,98,109,34,41,59,115,104,111,119,105,100,40,34,107,114,117,116,105,108,107,97,95,99,111,109,109,101,110,116,34,41,59,39,32,97,99,116,105,111,110,61,39,104,116,116,112,58,47,47,119,119,119,46,109,105,114,45,109,97,109,121,46,99,111,109,46,117,97,47,105,110,99,47,97,106,97,120,46,100,105,115,99,117,115,115,46,105,110,99,46,112,104,112,39,62,13,10,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,104,105,100,100,101,110,32,110,97,109,101,61,117,112,32,118,97,108,117,101,61,48,62,13,10,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,104,105,100,100,101,110,32,110,97,109,101,61,115,101,99,114,101,116,32,118,97,108,117,101,61,34,97,97,54,55,51,50,54,52,99,52,55,99,57,51,50,102,101,53,51,100,52,97,100,49,51,98,57,100,97,55,49,101,34,62,13,10,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,104,105,100,100,101,110,32,110,97,109,101,61,116,101,109,97,32,118,97,108,117,101,61,56,57,54,62,13,10,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,104,105,100,100,101,110,32,110,97,109,101,61,97,100,100,95,99,111,109,109,101,110,116,32,118,97,108,117,101,61,56,57,54,62,13,10,9,9,60,100,105,118,62,13,10,9,9,32,32,32,32,9,9,9,60,108,97,98,101,108,32,102,111,114,61,110,97,95,110,97,109,62,1048,1084,1103,60,98,114,32,47,62,60,47,108,97,98,101,108,62,13,10,9,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,116,101,120,116,32,105,100,61,110,97,95,110,97,109,32,110,97,109,101,61,110,97,95,110,97,109,32,118,97,108,117,101,61,39,39,32,111,110,107,101,121,117,112,61,39,99,104,107,101,109,108,110,97,109,40,41,39,32,111,110,99,104,97,110,103,101,61,39,99,104,107,101,109,108,110,97,109,40,41,39,32,99,108,97,115,115,61,34,105,110,112,117,116,34,32,47,62,60,98,114,32,47,62,13,10,9,9,9,60,108,97,98,101,108,32,102,111,114,61,110,97,95,101,109,108,62,1069,1083,1077,1082,1090,1088,1086,1085,1072,1103,32,1087,1086,1095,1090,1072,60,98,114,32,47,62,60,47,108,97,98,101,108,62,13,10,9,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,116,101,120,116,32,105,100,61,110,97,95,101,109,108,32,110,97,109,101,61,110,97,95,101,109,108,32,118,97,108,117,101,61,39,39,32,111,110,107,101,121,117,112,61,39,99,104,107,101,109,108,110,97,109,40,41,39,32,111,110,99,104,97,110,103,101,61,39,99,104,107,101,109,108,110,97,109,40,41,39,32,99,108,97,115,115,61,34,105,110,112,117,116,34,32,47,62,60,98,114,32,47,62,13,10,9,9,9,60,112,62,1041,1091,1076,1077,1090,32,1074,1080,1076,1085,1072,32,1090,1086,1083,1100,1082,1086,32,1072,1076,1084,1080,1085,1080,1089,1090,1088,1072,1090,1086,1088,1091,46,32,1059,1082,1072,1078,1080,1090,1077,44,32,1087,1086,1078,1072,1083,1091,1081,1089,1090,1072,44,32,1085,1072,1089,1090,1086,1103,1097,1080,1081,32,1072,1076,1088,1077,1089,46,60,47,112,62,60,98,114,32,47,62,13,10,9,9,9,9,9,9,60,116,101,120,116,97,114,101,97,32,99,111,108,115,61,34,51,48,34,32,114,111,119,115,61,34,49,48,34,32,110,97,109,101,61,109,115,103,32,105,100,61,109,115,103,49,62,60,47,116,101,120,116,97,114,101,97,62,60,98,114,32,47,62,13,10,9,9,9,9,9,9,60,112,62,1042,1072,1096,32,1082,1086,1084,1084,1077,1085,1090,1072,1088,1080,1081,32,1091,1074,1080,1076,1080,1090,32,1090,1086,1083,1100,1082,1086,32,1072,1076,1084,1080,1085,1080,1089,1090,1088,1072,1090,1086,1088,46,32,1042,1086,1079,1084,1086,1078,1085,1086,44,32,1086,1085,32,1089,1076,1077,1083,1072,1077,1090,32,1077,1075,1086,32,1074,1080,1076,1080,1084,1099,1084,46,60,47,112,62,9,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,115,117,98,109,105,116,32,105,100,61,115,117,98,109,32,110,97,109,101,61,115,117,98,109,32,118,97,108,117,101,61,34,1054,1090,1087,1088,1072,1074,1080,1090,1100,34,32,99,108,97,115,115,61,34,115,117,98,109,105,116,34,32,47,62,13,10,9,9,13,10,9,9,60,47,102,111,114,109,62,13,10,9,9,60,47,100,105,118,62,13,10,9,9,60,100,105,118,32,105,100,61,107,114,117,116,105,108,107,97,95,99,111,109,109,101,110,116,32,115,116,121,108,101,61,34,100,105,115,112,108,97,121,58,110,111,110,101,34,62,60,105,109,103,32,115,114,99,61,34,47,105,47,107,114,117,116,105,108,107,97,46,103,105,102,34,62,60,47,100,105,118,62,13,10,9,9
0
|