Главная/Детская/Психология: мир малыша/Зеркало для детей - что это?

 

Расстановки киев

Расстановки с анной рыженко

Тренинги для женщин

Отношения, имидж, карьера

Психолог после развода

Психологическая помощь после развода

Консультация психолога онлайн, скайп консультации

Scape-консультации, психолог-online

Корпоративные тренинги

Upgrade успеха

Супервизия для психологов и тренеров

Площадка для супервизии и практики

Мак - сессии и игры

Метафорические ассоциативные карты - высвобождение бессознательного

Трансформационные игры

Зеркало жизни, барьеров и источников силы

Консультация психолога

Детский, взрослый, семейный

Микрокинезитерапия

Диагностика лечение обучение

Курсы для беременных киев

Полная подготовка к родам, экспресс-курс, индивидуальные занятия

Курсы онлайн

Инструкции и практика

Моя беременность

Зачатие, беременность, роды

Детская

Здоровье, уход, питание, развитие

Аудиосказки

Послушай сказки у нас на сайте

Подушки для кормления купить киев

Лучшие качество и цена

Новость дня

Тренеры

Наши тренеры

Семья и женщина

Религия, красота, здоровье, рецепты

Многоразовые подгузники

Экоподгузники

 

Карта

Форум

Общение + консультации специалистов

Параллельные миры

Наши друзья и партнёры

Галерея

Фотосессии пузиков и деток

Рекламодателям и партнёрам

Разместить рекламу, кнопку, баннер

 

Слингобусы

Slingotkan

 

Зеркало для детей - что это?

Наблюдая за тем, как малыш реагирует на свое отражение в зеркале, можно увидеть немало интересного.


Вальин Лия
  

Например, этапы развития восприятия, эмоциональной оценки и, наконец, осознания крохой самого себя, узнавание собственного тела.

Простое любопытство

Примерно с 2-3 месяцев малыш начинает проявлять интерес к зеркалу. Такой же интерес у него и к любому яркому предмету. Младенец разглядывает свое изображение еще не осознавая, что видит именно себя. Наибольшее внимание ребенка привлекают глаза, контур головы, граница волос и лба. Лишь изредка малыш переводит взгляд на руки и туловище.

В 4-5 месяцев ребенок уже вовсю радуется своему отражению: тянется к "двойнику" и, глядя ему в глаза, приветствует такой же сияющей улыбкой, какой одаряет всех окружающих. В этом возрасте появляются улыбки, адресованные отражению мамы (если кроха находится у нее на руках). Малыш весело агукает, причем его возгласы усиливаются, если изменяется внешний облик "двойника" - например, малышу надевают шапочку.

Если на предыдущем этапе ребенок почти не совершает действий, направленных непосредственно на зеркало, то в возрасте около 4 месяцев появление в зеркале яркой игрушки вызывает у малыша подъем активности: он, не отрывая от отражения игрушки взгляда, стремится приблизиться к зеркалу, двигает ручками, совершая широкие хватательные движения.

Около 6 месяцев впервые появляется сравнительное рассматривание реального предмета и его зеркального отражения. Малыш поворачивается в сторону игрушки, смотрит на нее, затем устремляет взгляд на зеркало и рассматривает отражение. Разглядывание отражения игрушки ребенок чередует со взглядом в лицо и глаза своему "двойнику".

Устроившись на руках у мамы, кроха, глядя в глаза ее отражению, широко улыбается, а затем поворачивается к реальной маме и снова с выражением удовольствия переводит взгляд на ее отражение.

До 6 месяцев детей явно привлекает образ малыша в зеркале, но непонятно, узнают ли они свое собственное изображение (это трудно проверить). Иногда 6-месячные дети сознают, что их собственные движения соответствуют тем движениям, которые они наблюдают в зеркале.

Однако после полугода, когда впервые появляется страх перед незнакомцами, ребенок может однажды отреагировать на отражение в зеркале с испугом - как и на всех не известных ему лиц. Эта тревога непродолжительна и чаще всего к ней примешиваются любопытство и стремление к исследованию. Хоть и с опаской, но малыш "хватает" зеркало и пытается ощупать "чужака". 

 

От недоумения к узнаванию

В возрасте с 9-10 месяцев до годика "с хвостиком" ребенок буквально заинтригован зеркалом и стремится его исследовать. Он пытается схватить изображение руками, лижет его, целует, разговаривает (лепечет) с ним. Кроха толкает зеркало лбом, как бы желая пройти сквозь него. Подолгу смотрит на себя в зеркало и гримасничает. Может протягивать "другому малышу" свои игрушки. Малыш трогает поверхность и с удивлением узнает, что она плоская и холодная на ощупь.

На этом этапе ребенок начинает понимать, что именно он управляет движениями отражения - но пока малыш только на пути осознания того, что там, за стеклом, - он сам.

От 1,5 до 2 лет ребенок воспринимает зеркало как предмет игры, как бы пытаясь понять загадку зеркального отражения. Вы можете подсмотреть, как кроха, желая закрепить свой опыт, старается перед зеркалом медленно повторить каждое свое движение.
Примерка каждой обновки заканчивается тем, что малыш нетерпеливо подбегает к зеркалу и с удовольствием перед ним красуется.

Если взрослый поставит перед зеркалом на носу ребенка точку (к примеру, "испачкает" нос фруктовым пюре), последует типичная реакция: малыш укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза, улыбнется, и будет выглядеть смущенным.

Однако время полного, сознательного отождествления себя со своим отражением еще не пришло. И неудивительно, ведь в этом возрасте у малыша пока нет четкого осознания своего тела, он все еще убежден: стоит закрыть ручонками глаза и его никто не увидит! Все взаимодействия с зеркалом и своим отражением пока еще для ребенка своеобразная очень привлекательная игра.

Осознанное понимание того, что зеркальное отражение - это он сам, приходит к малышу приблизительно к 2 годам и 10 месяцам (а у кого-то и раньше)! Это момент рождения сознательного "Я" - самосознания. Теперь малыш понимает, что он сам идентичен своему изображению.

Так, двухлетний ребенок, прихорашиваясь перед зеркалом, любуется собой, а если видит на губах молочные «усы», - смеется и стирает их. После 2 лет дети ведут себя перед зеркалом так же, как взрослые.

С этих пор "Я" - не только набор ощущений, не только тепло или холодно, не только "здесь и сейчас" и не только непосредственные эмоции и переживания.

Оказывается, о себе можно думать, как о постороннем, можно за собой наблюдать, с собой же беседовать, а иногда даже и осуждать себя. Одним словом, появляется отстраненность от самого себя.

Сознание ребенка совершило гигантский скачок, и сразу появилась бездна возможностей - новый старт для дальнейшего стремительного развития.

 

Диагностика психического развития ребенка с помощью зеркала

В психологии восприятие зеркального образа традиционно связывают с изучением самосознания. Поэтому пробы с зеркальным отражением широко применяют при диагностике психического развития.

1. Дети из детских домов и "домашние дети".

Поведение у зеркала малыша, который растет не в семье, а в доме ребенка, также имеет свои особенности. В самом раннем возрасте реакция такого крохи на зеркало (и свое отражение) намного беднее и однообразнее, чем у его "домашних" сверстников: он с меньшим интересом рассматривает свое отражение, не столь явно ему радуется, почти не издает радостных возгласов, а если ему на голову надевают шапочку, то надолго замирает, не сводя глаз с зеркала (в отличие от "домашних" сверстников, активный интерес которых к собственному отражению возрастает).

В конце первого полугодия жизни различия становятся еще более отчетливыми. Ребенок из детского дома, коротко "скользнув" взглядом по своему отражению, отворачивается от зеркала. Улыбки он адресует лишь отражению знакомого ему взрослого, а не своему "двойнику".

В возрасте же, когда у "домашних" крох наступает пик интереса к зеркалу и играм с ним, малыш из детдома играм с собственным отражением предпочитает компанию близких ему взрослых. Психологи объясняют эти закономерности нехваткой у малышей из домов ребенка эмоционального личностного общения. Отсутствие любовного отношения, адресованного персонально каждому малышу, приводит к тому, что у детей запаздывает развитие самоощущения.

2.
Интерес к своему изображению (улыбка и активность) - показатель благополучного развития личности ребенка.

Отношение ребенка к своему отражению в зеркале изменяется с возрастом. Если малыш пугается своего отражения, лучше на некоторое время не подносить его к зеркалу. Если же этот страх не исчезает спустя недели и месяцы, необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу. Также рекомендуют "почистить" зеркало энергетически.

 


Анюта
  

Игры с зеркалом

Знакомим с «двойником»

Возьмите малыша на руки, встаньте вместе перед большим зеркалом на расстоянии около 30 см.
Заговорите с малышом, привлеките его внимание и постарайтесь встретиться с ним взглядом через зеркальное отражение. Укажите на свое отражение и назовите: «Это мама». Можете улыбнуться или погримасничать, чтобы крохе было легче сопоставить ваше лицо с отражением, узнать его. Теперь укажите на отражение малыша, спросите, кто это, и тут же «узнайте»: назовите ребенка по имени.
Повторите несколько раз. Постепенно ребенок будет «узнавать» в этом незнакомом младенце в зеркале себя.

Учим любить себя

Возьмите ребенка на руки спиной к себе, поднесите к зеркалу и ласково спросите: "Кто у нас хороший?" Дайте малышу возможность зафиксировать свое отражение в зеркале, позвольте дотронуться до него. Затем поверните ребенка лицом к себе и скажите: "Наш Ванечка хороший". Повторяйте эти действия по нескольку раз, побуждая ребенка рассматривать себя в зеркале.

С одеждой - к зеркалу

Усадите малыша перед собой и зеркалом и "поиграйте" с отражением: надевайте и снимайте шляпу (прячась под ней), дотрагивайтесь до частей тела малыша, называя носик, ручки, ножки или совершайте какие-нибудь иные действия. Главное, чтобы ребенок с интересом рассматривал вас и себя в зеркале. 

Зеркало также поможет справиться с ребенком, который не желает одеваться. Наблюдение за отражениями в зеркале помогут увлечь малыша, давая вам возможность спокойно его одеть.

 

Автор: Елена Андрушко

Перепечатка данного материала возможна только с сохранением активной ссылки на сайт  www.mir-mamy.com.ua

Смотрите также статью "Ребенок и зеркало: ответы на частые вопросы родителей"

 

 

поделиться с друзьями

 

Добавить комментарий

  •  
 
 

© Маргаритка ® 2008-2024