Как читать ребенку?Живое общение с книгой, которую малыш "читает" с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба. От 0 до 5-6 месяцев Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции. От 6 месяцев до года С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой. Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги. Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией. Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.
От 1 до 2 лет В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка. В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний. Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел:"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного. В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге. Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.). Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению. Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам. От 2-х до 3-х лет Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой: К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного. Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно. В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга. Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.
От 3-х до 6 лет В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику. Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное. В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам: - сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
- дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
- обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
- демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
- соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
- следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.
Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение. Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты. Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы. Во-вторых, старайтесь всегда читать малышу выразительно. Не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и прочее, и прочее. Ваши старания все равно не останутся неоцененными - ведь для ребенка у всех это получается, но главное, для ребенка, что читает вместе с ним мама или близкий для него человек, - малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с ним поделиться. Читайте так как у вас получается, в данном случае это не главное. В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз. В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями. Список литературы для детей от 0 до 2 лет: - Любые книги с "правильными" иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
- Серия "Моя первая книжка": "Это я"; "Животные"; "Машина"; "Счет"; "Слова"; "Ферма"
- Серия "Мишутка": "Приятного аппетита"; "Что надеть"; "Любимые игрушки"; "Веселый денек"; С. Козлов. "Я на солнышке лежу".
- Серия "Уроки малышам": "Твои игрушки"; "Считалочка"; "Все поет"; "Давай поиграем"
- Серия "Топотушки": Р. Сеф. "Кто на кого похож"
- Серия "Для самых маленьких": "Сказки в стихах" ( А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова;
- "Репка". Русская народная сказка в обработке А. Толстого, "Снегурочка и лиса" Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева.
- "Теремок".
- В.А. Степанов. "Как живете? Что жуете?"
- Б.Заходер. "Песенки Винни-Пуха".
Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет - "Золотая книга для детей" "Репка". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- "Колобок". Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко;
- "Петушек и бобовое зернышко". Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко;
- С. Маршак. "Детки в клетке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- В. Сутеев. "Цыпленок и утенок "; "Под грибом";
- Л.Толстой "Три Медведя", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- С. Михалков ."Упрямый лягушонок", рис. В. Сутеева;
- С. Михалков. "Мой щенок", рис. В. Сутеева;
- С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке";
- С. Маршак. "Сказка об умном мышонке", рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- К. Чуковский. "Телефон", рис. В.Канашевича;
- "Гуси-Лебеди". Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой;
- К. Чуковский. "Муха-цокотуха", рис. В. Конашевича;
- К. Чуковский. "Тараканище", рис. В. Конашевича;
- К. Чуковский. "Крокодил", рис. В. Сутеев;
- В. Сутеев. "Дядя Миша", рис. В. Сутеев;
- Б. Заходер. "Мишка-Топтыжка", рис. Г. Бедарева;
- А.С. Пушкин. "Лукоморье";
- И.А. Ищук. Читаем по картинкам,
- В.Н. Косыгина. "Тру-ля-ля", Артикуляционная гимнастика,
- С. Маршак. "Веселый счет";
Список литературы для детей от 3-х до 6 лет К вышеперечисленным произведениям прибавляются: - "Красная Шапочка", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа..
- "Три поросенка", пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа.
- "Кот в сапогах" пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
- "Золушка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
- "Спящая Красавица", пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
- "Оловянный солдатик", пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа.
- "Русалочка", перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
- "Огниво", пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.
- "Новогодняя сказка", изд-во "Самовар",1996 год.
Александра Морозова - дошкольный педагог, Ирина Александрова - филолог, преподаватель высшей категории Статья из журнала "Мама и Малыш"
|
Добавить комментарий
9,9,60,102,111,114,109,32,109,101,116,104,111,100,61,112,111,115,116,32,105,100,61,101,101,101,32,110,97,109,101,61,102,114,109,32,116,97,114,103,101,116,61,116,97,114,103,101,116,95,97,106,97,120,32,111,110,115,117,98,109,105,116,61,39,111,102,102,40,34,115,117,98,109,34,41,59,115,104,111,119,105,100,40,34,107,114,117,116,105,108,107,97,95,99,111,109,109,101,110,116,34,41,59,39,32,97,99,116,105,111,110,61,39,104,116,116,112,58,47,47,119,119,119,46,109,105,114,45,109,97,109,121,46,99,111,109,46,117,97,47,105,110,99,47,97,106,97,120,46,100,105,115,99,117,115,115,46,105,110,99,46,112,104,112,39,62,13,10,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,104,105,100,100,101,110,32,110,97,109,101,61,117,112,32,118,97,108,117,101,61,48,62,13,10,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,104,105,100,100,101,110,32,110,97,109,101,61,115,101,99,114,101,116,32,118,97,108,117,101,61,34,52,97,100,49,50,49,101,98,100,50,54,99,57,57,97,102,55,98,57,100,54,51,55,53,97,48,57,57,100,99,55,48,34,62,13,10,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,104,105,100,100,101,110,32,110,97,109,101,61,116,101,109,97,32,118,97,108,117,101,61,49,52,48,62,13,10,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,104,105,100,100,101,110,32,110,97,109,101,61,97,100,100,95,99,111,109,109,101,110,116,32,118,97,108,117,101,61,49,52,48,62,13,10,9,9,60,100,105,118,62,13,10,9,9,32,32,32,32,9,9,9,60,108,97,98,101,108,32,102,111,114,61,110,97,95,110,97,109,62,1048,1084,1103,60,98,114,32,47,62,60,47,108,97,98,101,108,62,13,10,9,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,116,101,120,116,32,105,100,61,110,97,95,110,97,109,32,110,97,109,101,61,110,97,95,110,97,109,32,118,97,108,117,101,61,39,39,32,111,110,107,101,121,117,112,61,39,99,104,107,101,109,108,110,97,109,40,41,39,32,111,110,99,104,97,110,103,101,61,39,99,104,107,101,109,108,110,97,109,40,41,39,32,99,108,97,115,115,61,34,105,110,112,117,116,34,32,47,62,60,98,114,32,47,62,13,10,9,9,9,60,108,97,98,101,108,32,102,111,114,61,110,97,95,101,109,108,62,1069,1083,1077,1082,1090,1088,1086,1085,1072,1103,32,1087,1086,1095,1090,1072,60,98,114,32,47,62,60,47,108,97,98,101,108,62,13,10,9,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,116,101,120,116,32,105,100,61,110,97,95,101,109,108,32,110,97,109,101,61,110,97,95,101,109,108,32,118,97,108,117,101,61,39,39,32,111,110,107,101,121,117,112,61,39,99,104,107,101,109,108,110,97,109,40,41,39,32,111,110,99,104,97,110,103,101,61,39,99,104,107,101,109,108,110,97,109,40,41,39,32,99,108,97,115,115,61,34,105,110,112,117,116,34,32,47,62,60,98,114,32,47,62,13,10,9,9,9,60,112,62,1041,1091,1076,1077,1090,32,1074,1080,1076,1085,1072,32,1090,1086,1083,1100,1082,1086,32,1072,1076,1084,1080,1085,1080,1089,1090,1088,1072,1090,1086,1088,1091,46,32,1059,1082,1072,1078,1080,1090,1077,44,32,1087,1086,1078,1072,1083,1091,1081,1089,1090,1072,44,32,1085,1072,1089,1090,1086,1103,1097,1080,1081,32,1072,1076,1088,1077,1089,46,60,47,112,62,60,98,114,32,47,62,13,10,9,9,9,9,9,9,60,116,101,120,116,97,114,101,97,32,99,111,108,115,61,34,51,48,34,32,114,111,119,115,61,34,49,48,34,32,110,97,109,101,61,109,115,103,32,105,100,61,109,115,103,49,62,60,47,116,101,120,116,97,114,101,97,62,60,98,114,32,47,62,13,10,9,9,9,9,9,9,60,112,62,1042,1072,1096,32,1082,1086,1084,1084,1077,1085,1090,1072,1088,1080,1081,32,1091,1074,1080,1076,1080,1090,32,1090,1086,1083,1100,1082,1086,32,1072,1076,1084,1080,1085,1080,1089,1090,1088,1072,1090,1086,1088,46,32,1042,1086,1079,1084,1086,1078,1085,1086,44,32,1086,1085,32,1089,1076,1077,1083,1072,1077,1090,32,1077,1075,1086,32,1074,1080,1076,1080,1084,1099,1084,46,60,47,112,62,9,9,9,60,105,110,112,117,116,32,116,121,112,101,61,115,117,98,109,105,116,32,105,100,61,115,117,98,109,32,110,97,109,101,61,115,117,98,109,32,118,97,108,117,101,61,34,1054,1090,1087,1088,1072,1074,1080,1090,1100,34,32,99,108,97,115,115,61,34,115,117,98,109,105,116,34,32,47,62,13,10,9,9,13,10,9,9,60,47,102,111,114,109,62,13,10,9,9,60,47,100,105,118,62,13,10,9,9,60,100,105,118,32,105,100,61,107,114,117,116,105,108,107,97,95,99,111,109,109,101,110,116,32,115,116,121,108,101,61,34,100,105,115,112,108,97,121,58,110,111,110,101,34,62,60,105,109,103,32,115,114,99,61,34,47,105,47,107,114,117,116,105,108,107,97,46,103,105,102,34,62,60,47,100,105,118,62,13,10,9,9
0
|